Байкал. Записки путешествующего

ЗАПИСКИ  ПУТЕШЕСТВУЮЩЕГО

     Байкал. Еще пару лет назад  место это казалось недостижимым и архидалеким. Но, зная о том, что Вселенная отвечает на наши мысли — поездка на Байкал стала итогом желания. Итак,  июнь  2014 года. Отправляемся из Екатеринбурга. Предстоит трое суток езды на автобусе в одну сторону. Это с учетом санитарных остановок и остановки на сон и отдых на одну из ночей. Расстояние в 3800 км.

     Тюмень,   Ирбит, Омск, Новосибирск, Красноярск,  Иркутск – это те опорные точки-города, которые человек, мало- мальски знакомый с географией, ожидал увидеть на пути следования к Байкалу. Но для многих участников путешествия оказалось неожиданностью встретить на пути следование такие города, как Бердск, Кемерово, Мариинск, Ачинск, Канск, Саянск, Зима (это название города!).  Бердск произвел очень приятное впечатление. Этот город, по сути своей является городом спутником Новосибирска и находится от него в 50 км. Река Бердь – величавая и чистая.

     Бердский залив, с организованной внушительной пляжной зоной, комплексами детских зон для активного отдыха на побережье; санаторий Лесная сказка, который принял нас в ночь на отдых – все это до сих пор отзывается теплом в сердце. И теперь знания о географии России-матушки пополнились названием Бердск — радушный Российский город.

     Было на нашем пути и погружение в прошлое. Примерно в Сталинские времена. КУЗБАС, жилые дома которого напоминали декорации далеких 40. 50 годов: бараки,  которые были построены, вероятней всего как временное жилье из бросового материала. И самое душещемящее то, что в этих «декорациях» до сих пор живут люди. Люди, которые работают на благо и процветание государства Российского. Как вы понимаете в тяжелейших условиях. Возникло и не покидало продолжительное время чувство стыда. Стыда за державу…

     Но путешествие продолжалось. Хотя не так быстро, как нам хотелось. А причиной этому были дороги. И вы удивитесь. Не плохие дороги,  а их состояние «в ремонте»!! Это радовало, потому как масштабность и основательность их строительства мы наблюдали  от  Красноярска до Иркутска. Как очевидно, не зря Наш ВВП совершил свой автопробег. Результат «налицо». Не обошлось, конечно, и без  воспоминаний до седьмого колена тех, кто в прошлом строил некоторые участки дороги. Но это, в соотношении 1 : 100. Как комариный укус.

     Чувства и эмоции сменялись от одного полиса к другому, по мере приближения к Байкалу. Положительных эмоций было больше. Вот уже третьи сутки мы ехали по территории России, по ее действительно необъятным просторам. И это давало ощущение гордости принадлежности к этой стране.

     В пункт назначения, селение Сахюрта (это место переправы на остров), мы прибыли поздно ночью. Покружив в кромешной тьме по селению минут пятнадцать, приняли решение остановиться и дождаться рассвета. Три часа глубокого сна и все как по команде проснулись.

     Проснулись и ахнули: со всех сторон нас окружали горы, а мы остановились как раз на берегу Байкала. На самой пристани. Защелкали затворы фотоаппаратов, снимая величественные горы, которые окружали поселение, остров Ольхон, который находился через метров 50 водного барьера Байкала; паромы, видневшиеся на другом берегу; чаек, которые кружили над головами, издавая пронзительный, скрипящий, громогласый звук. Вскоре к пристани, с другого берега, прибыл паром.

       Началась погрузка. Сначала автотранспорт  (поместилось 8 машин), затем пассажиры заняли все свободное пространство парома. Переправа длилась минут 15. Мы перемещались по нижней и верхней палубам и фотографировали, фотографировали, фотографировали….Интересная деталь: за переправу платить не надо и на самом пароме нам ни кто не говорил,  что можно и что нельзя.

    Мы, как любознательные дети,  облазали весь паром во время движения. Только в рубку  не залезли. Хотя, я думаю, что и это  бы они вынесли снисходительно терпеливо. В общем все разрешено!!!

    Паром мягко ударился о причал, опущена платформа и в том же порядке, сначала машины, потом пассажиры, мы ступила на землю Ольхона.

    Через несколько минут подъехали две машины, РАФ старой модификации. Как мы убедились потом, это самый ходовой транспорт на острове. Устроились достаточно комфортно и в путь. К месту назначения — поселок Худжир — гостиница N.

     Сорок минут мы ехали до нашего местоположения. Вверх — вниз, вверх – вниз. По левую руку от нас простирался берег материка и малое море Байкала. Так именуется водное пространство Байкала между материком и берегом острова Ольхон. Сам Ольхон -это участок суши длинной 75 км в длину и 12-15 км в ширину. Берег материка, который мы наблюдали из окон РАФиков, был прикрыт туманом, сквозь который проглядывала гряда гор, похожая на грядку  из пирамидок, практически одинаковых по высоте. По правую сторону, километрах в семи, наблюдалась зеленая лесная зона. Встретилось несколько  домиков,  туристического назначения и вот оно поселение.

     На расселение ушло минут 20 и мы отправились изучать окрестности Худжира. Достаточно развитая инфраструктура: сувенирные лавки, продуктовые магазины, множество кафе и позных (пр.: национальное блюдо – позы и «позная» — это там, где их готовят).

     По-нашему, по-уральскому, было  6 часов утра. Местное время, с нашим, разнилось на 3 часа. Т.е по местному было 9. Но улицы были пустынны и безлюдны. Очень хотелось перекусить. Но все ближайшие кафе были еще закрыты. Вскоре нашлось и открытое кафе. Счастливчикам досталась каша, а всем остальным  — да здравствуют куриные яйца – яичница и чай. Итак, легко перекусив, мы отправились на мыс.

     Мыс Бурхан (Шаман гора) — одна из главных достопримечательностей Ольхона.  Гора у бурят считается священной и в свое время, метрах в 100 от самой горы, на плато, были вкопаны несколько столбов, цель которых – предотвратить возможность заезжать на плато перед Шаманкой машинам. Но вскоре эти столбы стали частью легенды горы Шаманка: на них стали завязывать ленточки, шарфы, тряпки, шнурки и пр.А корни у этого действа вот какие. У бурят самым дорогим считалась ткань, шелковая ткань. И если буряты обращался к духам за помощью, то в дар необходимо было преподнести что- то особо дорогое. Кусок добротной ткани являлся самым дорогим и весомым преподношением.  Кусок шелковой ткани, шелковый шарф – это действительно подарок духам и чем весомее Ваша просьба, тем весомее должен быть подарок. Приготовить его необходимо заранее и завязывая на столбах, мысленно проговаривать свою просьбу и просить принять подношение.

     Следует напомнить, что остров Ольхон имеет несколько мест, которые именуются Местом Силы. Шаман-гора — это одно из них. И относиться к ней надо с почтением и уважением. Да простят нас духи Ольхона,  некоторые из наc умудрислись покорить вершины горы. Но зная, что Места  Силы «пускают» или «отталкивают» — принимаем эти восхождения для некоторых из нас, как высокопозволение прикоснуться к сердцу Шаман-горы. Кстати каждый возле Шаман горы нашел свое место, на котором ему было спокойно и комфортно.

     И не раз в течении трех дней человек возвращался на это место. Меня притянули два огромных камня с левой стороны Шаман –горы. Взобраться на них было не так-то просто, но ноги, как  липучки цеплялись за камни и вскоре я расположилась на огромном валуне, вокруг которого плескались волны Байкала. Блаженство, благодать, нирвана…Сколько еще есть эпитетов, которые способны передать чувство слияния с природой! И тут я услышала дыхание. Было похоже на дыхание огромного зверя. Я предположила, что это нерпа и осторожно подползла к краю валуна. Никого нет. И  тогда я поняла, что это знак. Знак того, что мне разрешено находиться здесь и дух Шаман горы приветствовал меня. Блаженство и спокойствие – вот чувство, которое окутывало, и заполняло все мое существо…

     В метрах ста был берег озера. Видно было как несколько наших туристов купались в озере. И чайки, чайки, чайки…

     Через некоторое время мы вновь собрались вместе группой,  рассказывая, кто что где увидел, кто что кушал… в общем, делясь впечатлениями. А собрались мы не просто так, нас ожидала прогулка на катере по малому морю.

     Катер был небольшой, но все уместились( часть на открытой палубе, часть в кабине рулевого). Несмотря на то, что нас предупредили, что одеваться надо тепло, некоторые из нас недооценили морскую прохладу. И, наверное закоченели бы, если бы не одеяла, которые предусмотрительно были приготовлены для тех, кто находился на открытой палубе. Поэтому, если говорят «возьмите теплые вещи»№ — надо взять действительно теплые вещи, несмотря на то, что на суше +25 градусов. Мы отправились к острову чаек.

     С собой у нас была булка хлеба, чтобы чаек кормить. Когда мы прибыли к острову и катер заглушил мотор, нас ждала громкоголосая братия чаек. Их было, наверное, сотня. Как понимаете, хлеб очень быстро закончился. Надо брать больше. Двинулись дальше и  в скором времени оказались у острова, который по своей форме напоминал крокодила.

     Он так и называется остров Крокодил. Забавно. Возле него плавали уточки с утятками. Некоторое время мы с умилением наблюдали за их утиным семейством. Обойдя вокруг острова на малом ходу – мы отправились в обратный путь, к пристани. Экскурсия не продолжительная, всего 1 час,  но очень эмоциональная.

     Время было 6 часов вечера, а казалось, что мы приехали вчера. Что на острове уже давно живем. Опять рассредоточились по поселку по -интересам: кто продолжать дегустацию национальных блюд, кто (как мы например) продолжал исследовать рыбные киоски, и пробовать рыбу во всех ее гастрономических изысках. На ужин решили пожарить рыбу дома, на кухне. Купили два увесистых свежих хвостика (пр. хвостик – так называют на острове рыбу). И через час мы уже с аппетитом поглощали жаренную рыбку у себя на кухне. Вкуснота – неимоверная!!

     Утром завтрак, посадка в РАФики и в путь. Нам предстояло путешествие через весь Ольхон. Далее красноречивее всех комментариев будут фотографии.

     В программе нашей экскурсии был пикник. Салатик из помидоров и огурцов, уха из омуля, лесной чай с пряниками. Все к месту, ко времени и необычайно вкусно!

     В место расположения, в гостиницу, прибыли уже к вечеру. К ужину. И опять все неимоверно вкусно и сытно. Кто то после ужина еще отправился на прогулку к Байкалу. Но большинство отправились спать. Закончился второй день на острове. А впечатлений было столько, как будто мы здесь неделю.

    Третий день пребывания на острове. Завтрак и еще одно путешествие: купание в теплой лагуне.  Ехали минут 15. Вода действительно теплая и очень приветливая. Купались недолго. Выгнал дождь. А когда приехали в поселок – опять «жарило» солнце. Пообедали в кафе. Еще одна дегустация – салат Загудай. Это малосольной омуль с лучком.  Очередная порция поз (на наши манты похожие). Душевное кафе. Замечательное настроение. Прекрасная погода. А рядом, сувенирный магазинчик. И вот там то мы и отвели душу! Чего там только нет…! В общем шопинг за подарками и сувенирами тоже прошел успешно. Купили еще и рыбку вяленную и холодного копчения. А также горячего копчения в дорогу. Кстати,  можно было и не только в дорогу. Прекрасно доехала бы до дома.

      Вечером посадка в РАФики и весь путь в обратном направлении.

      Кстати. На вопрос: не тяжело ли ехать трое суток в автобусе? – ответ: комфорт делает свое дело. Во-первых – у каждого 2 места, позволяет расположиться более удобно, «свить гнездышко»; во вторых – через каждые два часа – остановки на отдых или перекус; в третьих – отдых-ночевка в одну их ночей в пансионате; в четвертых – на обратном пути адаптация уже была такая, что не делали остановку на сон в пансионате и приехали домой на 8 часов раньше, т.е. через 2,5 суток.

     Сколько брать с собой денег.  Я вела записи по расходам все 10 дней. Получилось, что уложилась в 7000 рублей. Это и питание, и проживание,  и экскурсии.  На сувениры потратила 1000 рублей. Очень хотелось многим привезти подарочки. У других туристов получилось  и меньше и больше. Так что 7000 – это средняя цифра затрат.

     В связи с повышением цен в 2016 году на все — с собой в поездку надо брать 10 000 рублей, это если ни в чем себе не отказывая.Возможно кто-то уложился и в 6000 рублей.

МАРИНА БУДУРФ

Яндекс.Метрика