Иволгинский дацан, лама Итигэлов. Записки путешественника

   Байкал — Улан-Уде, Иволгинский дацан, лама Итигэлов.
фотоальфом  в Контакте
        Солнечная Бурятия! Улан-Уде! Иволгинский дацан! Лама Итигэлов! Невероятно, но я здесь. Вот уж воистину «Господни пути неисповедимы»! Всего два дня назад я была на Байкале, на острове Ольхон и в ближайших планах было благополучное возвращение домой, в Екатеринбург. Я и ещё 12 девиц-красавиц стояли закрыв глаза у подножья Шаман-горы и мысленно обращались к духу Хан Хоте Баабаю со своими просьбами. Когда я открыла глаза, то с удивлением увидела в череде девиц-красавиц мужчину! Очень яркого! «Началось!»- подумала я. Познакомились. Его звали Борис. По его словам, он потомок древнего бурятского рода и приехал на Ольхон с некой миссией (возможно он даже не ведал что частью его миссии дать то доброе, волшебное ускорение по направлению….. Но об этом позже). Всегда интересно знать, для чего нужен тот или иной человек, встретившийся на пути. И тут, о чудо! Борис поведал о дацане, который находится по другую сторону Байкала, в котором он, с супругой, были совсем недавно. И о скором важном событии — выносе нетленного ламы Итигэлова для доступа. Всего восемь раз в году происходит сей ритуал и связан он с великими буддистскими праздниками. В моих планах была поездка к ламе Итигэлову на следующий год. А почему на следующий? День работы во всемирной сети интернет и пожалуйста есть вся информация, а так же «явки и пароли». Назначена поездка на 18 октября сего года, забронировано жильё, экскурсии и прочее. Через месяц я, и группа единомышленников едем в Иволгинский дацан! Благодарствую свет Борис за твоё чудесное появление! Всех благ тебе и твоим близким!
        Прошение о благополучном путешествии начало реализовываться со следующего дня: комфортная машинка, лёгкая и быстрая поездка Ольхон-Иркутск и большая часть нашей группы отправилась в Екатеринбург. Я же и четыре члена нашей команды остались Иркутске. Поселились в гостиницей-хостеле на берегу Ангары. Хостел CombackHostel  в Иркутске, номер телефона 89500995006. Самые искренние рекомендации. В качестве характеристик одни эпитеты: чудесно, душевно, замечательно! В общении с хозяйкой хостела, Катериной, вновь всплывает дацан! И информация: очень удобно добираться- вечером садитесь в поезд и утром на месте!!! Ну это уже не знак, это просто «волшебный пендаль»! Такси..поезд…утро…Улан-Уде! Кто бы мог подумать что я буду в Улан-Уде тогда, когда должна быть в ЕКБ? И вновь в голове: «Господни пути неисповедимы!»
         Улан-Уде. Раннее утро.  Город в тумане или смоге. Ещё не понятно. Со мной,  как верный оруженосец, девица-красавица Ольга. От вокзала до маршрутки прошли метров сто по городу. Тихо, пустынно, чистенько. Зашли по пути в гостиницу полюбопытствовать о наличии мест и возможности бронирования мест для группы. Несоответствие цены и качества номеров. Однако порадовала доброжелательность и открытость девушки, разговаривающей с нами. Несмотря на 6 часов утра узнали о многих достопримечательностях Улан-Уде и окрестностях. Спасибо Вам добрые люди! Едем в маршрутке. Цель — Иволгинский дацан. Туман не рассеивается. Но через него видны: огромная голова Ленина (почему только голова?!), судостроительные и, видимо, погрузочные краны на берегу реки Селенга, пустынные площади и улицы. Проехали через реку Селенгу. Начало и в конец моста, с обеих сторон, украшали быстроногие лани. Выехали за город. Постепенно маршрутка наполнялась людьми: сначала бабушки и мамы с малыми детками (ехали в детский сад), а потом спешащие на работу люди. За окнами полусонные и нарядные  шли (именно шли, а не спешили) школьники. Мальчики, все как один, в наглаженных костюмчиках. На девочках  - нарядное, но строгое платье. В школу как на праздник! Кстати ландшафты здесь уже далеко не уральские, в отличие от Иркутска. Холмы, горы, степи. Пока ещё не пришло осознание что еду в дацан к нетленному Итигэлову. Однако приятно, что путь открыт: зелёные светофоры, как буд-то бы ожидающие нас транспортные средства, разговорчивые, доброжелательные попутчики. Яркое солнце, приятны люди… Или может я и моя спутница Ольга протянули все эти события? Подобное притягивает подобное. Это скромно о нас, о хороших.
  
          И вот показалась часть здания дацана, которое выделяется на фоне  других построек деревни и на фоне гор. Площадка перед входом в дацан. Здесь открыто несколько сувенирных лавочек. Подходим к одной из них и честно говорим: «Первый раз, просветите, чтобы все сделать правильно». Получили наставления молодой бурятки. Проходим на территорию буддистского монастыря. Она довольно большая с многочисленными постройками. Среди них  5 дацанов и несколько зданий для прочих нужд: столовая; жилые дома для тех, кто здесь живет; целый ряд сувенирных лавок. Дацан, в котором находится лама Итигэлов, закрыт. Возле него кучка людей. Ждут открытия дацана и создают очередь. И мы тут же пристроились. Рядом с дацаном большая лампа для благовония. Благовония освещаются на разных Хуралах, праздниках. Все они несут благость, просвещение, здоровье. Прихожане подсыпают благовония в лампу и окуривают себя этим дымом, как бы очищая. И мы сделали то же самое. Пока дацан закрыт — идём изучать окрестности. В соседнем дацане начинается служба. Оказывается мы попали на какой-то праздник и служба праздничная! Собирается целый зал буддистов в монашеских одеждах. Читаются мантры, бьют в бубны… Вся служба идёт на внешний мир через усилители, и вся территория находится под воздействием священных текстов. Пока моя спутница Ольга бдила место в очереди, я пошла на праздничное чтение мантр. Для всех желающих разрешено посещение службы и отведены специальные места.  Устроившись удобно на лавочке,  ушла в свои мысли и от состояния все поглощения меня вывел окрик. Открыла глаза и увидела подле себя служителя с посохом. Он показал жестом, что надо встать. Взгляд был у него строгий. Если бы не услышала окрика, думаю и посохом досталось бы.  Не заметила, как прошли полчаса службы. Поспешила к дацану Итигэлова. 
         Двери в дацан были открыты и от толпы на улице был лишь маленький «хвости». Поспешила во внутрь к Ольге. Очередь «сломалась». Как всегда появились те, кто по каким-то причинам считал, что очередь не его удел. Скорее всего это были местные. На них были надеты нарядные шелковые халаты с выбитым рисунком и вели они себя суетливо-деловито, оттесняя очередь без лишних разговоров и делая свои дела. Надо отдать должное стоявшим в очереди: никто не возмущался. В руках у всех были цветные жертвенные шёлковые шарфы: жёлтые, синие, белые, красные. Каждый имеет свой смысл и назначение. Когда мы по рекомендации покупали эти шарфы, нам было сказано: желтый отдадите ламе, а синий заберете домой. Однако ламы, когда мы зашли, не было. И мы положили жёлтый, благодарственный шарф на первый столик. Столик не простой: на столе стояла чашка с рисом, в ней лежала кисточка из ниток, эта кисточка была привязана к длинной веревочке, а веревочка тянулась в стеклянный, прозрачный саркофаг к ламе Итигэлову. Кто-то брал рисинку, кто-то прислонял шарфик и разные предметы к этой нити, кто-то просто держался рукой за эту нить или прислонял её ко лбу прося и моля о помощи, защите, исцелении. Кстати чудесных случаев исцеления, сбывшихся просьб так много, что их перестали фиксировать. Стоять около лама можно сколько хочешь долго. Надо просто отойти в сторону от потока. Глаза лучше закрыть, чтобы не отвлекаться. Все свои просьбы и чаяния излагать мысленно. Есть вопросы — задавайте также мысленно. Терпеливо ждите ответа. Кому-то ответ идёт сразу, кому-то позднее…
Время шло незаметно. 40 минут пролетели как 10. Пройдя по часовой стрелке к выходу задержались наблюдая, как молодые бурятки, исполняя какой-то обряд, методично ложились во весь рост на заботливо постланные в храме ковры. Лежали 1-2 минуты, вставали и вновь ложились во весь рост навзничь. Очень хотелось сфотографировать сей ритуал, но удержалась от соблазна. Фотографировать нельзя. 
        При входе в храм лама громко, и как видно доходчиво, но на монгольском языке, рассказывал группе монгольских товарищей об Итигэлове, о священных шарфиках, о молитвенных барабанах (хурде). Все понимающие кивали. Все, кроме двоих, меня и Ольги. И тут лама, о чудо! Обратил свой взор на Ольгу и на чисто русском языке спросил: «Все понятно?». И теперь уже для нас, повторил все ещё раз на русском языке (поэтому я и знаю что он говорил монгольским товарищам). При этом он брал в руки шарфики, говорил какие-то сокровенные строки и резким узлом завязывал их. Теперь шарфик содержал силу молитвы и становился целебным. Его следует держать дома как оберег от всякого рода неприятностей. При выходе из дацана, подглядела, что одна из прихожанок подала в руки ламе какие-то принесенные с собой предметы и тот, подержав предметы в руках, почитав над ними какие-то слова — вернул их прихожанке. Две секунды и я, также протянута ламе амулет-оберег на машину, которую я пока ещё не купила. Амулет в руках у ламы с удовольствием позвякивает колокольчиком, набирается силы и вот он снова в моих руках. Выходим на улицу. Там у дверей собралась новая партия страждущих и жаждущих попасть к ламе Итигэлову. Освобождает им дорогу.
Будучи ещё утром на вокзале мы разговорились с охранником. И он, узнав куда мы держим путь, посоветовал наменять мелочи, желательно желтенькими, для подношения. Сказано-сделано. Подготовились. А на территории монастыря не могли понять куда делать эти подношения. А вот и они — священные барабаны! Они устроены в ряд по несколько штук и заботливо накрыты крышами. В этих барабанах заложены священные мантры. Когда человек крутит барабан, он как бы запускает действие этих мантр и во время запуска мантр можно загадывать желания, если таковые есть. А если крутишь священный барабан и в это время мысленно или вслух проговариваешь своё желание, то рекомендательно, положить в специальную коробочку монетку. Рекомендательно. Но если нет возможности, то необязательно. Священных барабанов много. Они расположены по всей территории. Маленькие, средние, большие и огромные. 
Мой верный спутник Оля обнаружила ещё один объект — «Камень просвещения». И подслушала, что надо делать. К нему надо подойти с закрытыми глазами, просить открыть душу, сердце, разум. Помочь решить жизненно важные вопросы. Дать мудрость, терпения и веру. Веру в силу добра. Первой пошла Оля. Немного скосила траекторию, на ощупь с корректировалась и прильнула к камню лбом и ладонями. После общения с камнем просвещения следует обойти его, также с закрытыми глазами. Следом пошла я. Интересные ощущения. Шла как буд-то в первом классе на «ковёр» к Марии Ивановне, первой учительнице. Камень шершавый и тёплый на ощупь. Попросив насущное, обошла вокруг и вновь прильнула к камню. Постояв  некоторое время,  опять пошла вокруг. Наверное ещё бы пару кругов прошла, но место у камня было уже занято. «Без фанатизма» — сказала я себе. Следуем дальше с чувством, с толком, с расстановкой. 
  
         У дальнего дацана удалось «поймать» ламу и, с его разрешения,  по расспрашивать и о священных бочечках, и о правилах подношения, и об отсутствии обязательности последних. Поблагодарив за уделенное время перешли к главным священным бочкам. Крутить их оказалось довольно сложно. Однако задачи очень важные, поэтому, без вариантов, крутом и эти священные тексты. А вот и заслуженный объект! Столовая! Аппетит нагуляли конкретно. Поэтому позы, чебуреки, мамины булочки со сгущенкой, сладкий чай — все очень кстати…